?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сила слова

Вчера на наши детские занятия пришел новый ребенок. Нормальный счастливый мальчик двух с половиной лет от роду, весьма развитый для своего возраста. Немного поплакал на занятии, но это вполне естественно для малышей, когда они впервые оказываются в какой-то среде.

После занятия идем пообщаться с мамой и папой. Сидим в комнате вчетвером – я, мама, папа и ребенок. Успеваем перекинуться несколькими фразами о впечатлениях от занятия с мамой, как вдруг нас прерывает громогласный вопрос папы:

- НУ ЧО, ОН НЕ СИЛЬНО ТУПОЙ?

В этот момент я осознала весь глубокий смысл фраз «отвисла челюсть» и «глаза округлились», прочувствовав эти состояния на физическом уровне.

Думаю: «Может, ослышалась?» Переспрашиваю:
- Что, простите?

Папа повторяет:
- Ну он не сильно тупой у нас?

Могу сказать откровенно: поскольку в нашем центре мы уделяем много внимания психологии и позитивному мышлению, для меня естественно, что родители наших деток постоянно совершенствуются в плане саморазвития и стараются быть аккуратными при выборе слов. Особенно когда дело касается их чад. Видимо, в какой-то момент мне стало казаться, что такие родители – единственный существующий тип мам и пап.

Поэтому прозвучавший вопрос меня искренне ошарашил. Как могла, постаралась объяснить папе, что при ребенке НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ.

- Да он же маленький, ничего не понимает! – усмехнулся родитель. И за нашу короткую беседу еще трижды высказал свое мнение по поводу навыков сына: не умеет концентрироваться, плохо понимает какие-то вещи, и что-то еще, третье я не запомнила.

Мама активно оборонялась:
- ЕМУ ЖЕ ТОЛЬКО ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА! О ЧЕМ ТЫ ГОВОРИШЬ?!

...Так что у нас – новый фронт работы на этот год :) Будем постепенно доносить до папы всю важность и силу употребления слов...

Раз в году я веду семинар для наших родителей, и вот как раз один его аспект – это энергетика слов. Слово имеет колоссальную силу, особенно для ребенка! Случайно оброненную фразу дети запоминают очень, о-о-очень хорошо. ОСОБЕННО до 3 лет!

Ошибочно считать, что вся информация пролетает «мимо ушей» малыша. Мы видим подтверждение этому на каждом занятии в нашем центре. Ребенок может физически не присутствовать при изучении какой-то темы, но когда приходит домой – все четко повторяет. Все движения, игры, английские слова, элементы сказок и т.п. Это все периодически всплывает в сознании маленького человека, и он тут же начинает делиться кусочками этих знаний с родителями или с теми, кто оказался рядом в этот момент. Дай Бог всем нам, взрослым, такую способность к запоминанию!



Не так давно моя подруга поссорилась со своим мужем. Через несколько дней после этого она забирала свою дочку (тоже 2,5 года) из детского сада. Они неспешно шли по аллее, ведущей от детского сада к метро, как вдруг дочка деловито констатировала:
- Мама, ты знаешь, наш папа – какой-то козел!

Подруга «выпала в осадок» :) Стала звонить мне, чтобы поделиться открытием дочки. «Ну, - говорю, - вспоминай, кому ты так могла ляпнуть». «Ты что, я такого при Лене ТОЧНО не говорила!» - возмутилась подруга. А стали разбираться, и вспомнила, что после ссоры она дала четкое определение мужу в телефонном разговоре. Дочка при этом играла в другой комнате...

...Еще один пример, уже из личной практики. В детстве я не отличалась какими-то особенными успехами в рисовании :) Ну рисовала себе всякие каляки-маляки, и ладно. Окружающих, ясное дело, это умиляло. Но потом я стала старше, и как-то раз получила от мамы оценку своего более «зрелого» творчества: «Рисовать ты не умеешь».

Я свою маму очень люблю, это для меня самый дорогой человек. Прекрасно понимаю, что сказано это было без злого умысла. Но! В моей голове отложился этот факт. Именно ФАКТ, так как ребенок не фильтрует информацию, которую получает от самых близких людей. Он воспринимает это буквально: «Говорят – значит, ЭТО ТАК!»

...В школе на уроках рисования рисовать самостоятельно я уже не пыталась – знала, что получится плохо. Поэтому, чтобы получить хорошую оценку, просто скатывала картинку на нужную тему из какой-нибудь книжки через кальку, а потом переносила шаблон на альбомный лист и раскрашивала его. Учителя меня хвалили. Но я-то знала, что хвалили незаслуженно – я же НЕ УМЕЮ рисовать! :)

В прошлом году на каком-то занятии нашего детского центра «Вундеркинд» одна из преподавателей, ответственная за творческую часть программы, уехала в отпуск. Мы работали с ней в паре, и потому я должна была восполнить художественную составляющую.

На том уроке мы должны были играть в театр – ставить сказку «Под грибом» Владимира Сутеева. Кто не помнит или не знает, суть истории в том, что во время дождика в лесу под грибом спрятался муравей. Места для него было не ахти как много, но от дождя этот гриб его укрыл. А потом к нему «под зонтик» набежала целая братия лесных друзей.

И в конце муравей задает внезапно замучивший его вопрос: почему сначала ему одному места было мало, а потом под грибом уместились все, вплоть до кролика? ...Ответ на страшную тайну, конечно, заключался в том, что гриб вырос :)

Соответственно, по сюжету мне надо было семь грибов разного размера. И эти грибы – упс – я должна была нарисовать САМА. Мамма мия! Как же мне было сложно! Оказалось, что для меня проще запустить новый проект, чем нарисовать семь более или менее красивых грибов.

Я сидела ночью на ковре, обложенная листами бумаги, карандашами и эскизами грибов, черкала, глотала слезы, снова черкала... На создание семи грибочков у меня ушло больше трех часов времени и ку-у-уча нервов :)

А как нарисовать красиво, если у тебя в голове сидит разросшаяся со временем установка, что ты не умеешь этого делать? В итоге, конечно, грибы получились вполне себе пристойными (перед детьми, по крайней мере, не было стыдно), но каки-и-их трудов мне это стоило! Такой глобальный тренинг личностного роста по работе с детскими установками у меня в ту ночь случился! ;)

А вот из обратных ситуаций – мама мне с детства говорила, что я очень хорошо пишу. И в итоге я всю свою жизнь свято верю в то, что хорошо пишу. И все это благодаря такой силе как СЛОВО. Именно с него ДЕЙСТВИТЕЛЬНО начинается очень и очень многое в нашей жизни. И – безусловно – в жизни наших детей.

Мамы, папы – настоящие и будущие! Постарайтесь по мере своих сил, возможностей и терпения употреблять только выражения со знаком «+» в общении со своими чадами (и, кстати, неважно, какого они возраста ;)).

ОСОБЕННО если считаете, что чего-то в характере вашего ребенка «не хватает». Хвалите за то, чего якобы нет. Но не просто на голом месте (Типа: «Ой, какой ты у меня добрый, ласковый и нежный, только что в нос ногой соседскому мальчику заехал!»). Хвалите за любые реальные «проблески» нужного вам качества характера или навыка. Каждый раз будет появляться что-то все более и более значимое, весомое.

«Как ты сегодня хорошо нарисовал птицу!»
«Мам, это не птица, это слон!»
«Хм-м-м... Но ведь это же крылья?»
«Это не крылья, это его уши!»
«Вау! Правда?! Точно... КОНЕЧНО ЖЕ это слон, и как я сразу не углядела... Вот знаешь, его левая нога – ну просто шедевр!»

Ну и конечно неплохо ребенку нормального слона после этого показать. Со словами вроде: «Этот слон тоже ничего... А вот так ты можешь нарисовать?» Увидите – в следующий раз будет вам слон уже попрезентабельнее, ведь ребенка же за это ПОХВАЛИЛИ!

И напоследок: этот принцип работает везде – не только с детьми. С ленивыми мужьями, которые (блин ваще!!!) никак не могут приучиться выкидывать мусор... С женами, которые постоянно опаздывают на встречи из-за того, что три часа прихорашиваются...

«Дорогой, ты ТАКОЙ молодец, что целый раз за этот год вынес мусор!» (лишь бы не сор из избы...:))

«Любимая, ты сегодня просто реактивный самолет – собралась всего за 2 часа 55 минут!»

Это, разумеется, не дословный сценарий для бесед, но суть, я надеюсь, понятна :)
Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

Удачи вам, любви и терпения :)



Для того, чтобы было удобно читать комментарии, кликаем сюда

Comments

( 86 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
o_karushina
Sep. 19th, 2010 01:37 pm (UTC)
Да, слова имеют силу, бесспорно. Сама несколько раз сталкивалась с подобными родителями. Из вполне обеспеченных и любящих семей. А могут и матом при ребенке. Грустно...
dare_speranza
Sep. 21st, 2010 10:58 pm (UTC)
Да, а потом многие искренне так удивляются: "Ой, а откуда это он у нас ТАКИЕ слова знает?!" :)
madam_katze
Sep. 19th, 2010 01:42 pm (UTC)
спасибо за интересный пост!
Но очень огорчил "папа" - что это за родитель, который мало того что при ребенке так говорит, но говорит про своего ребенка такое...это я не знаю что...Это именно что. Сила слова колоссальна - это вы в точку...Про ЛЕНИВЫХ мужей отлично подмечено!
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:21 pm (UTC)
В корне, как ни странно, лежит желание, чтобы его сын был максимально умным и максимально успешным :) Только понятия об успешности у папы свои.
(no subject) - madam_katze - Oct. 3rd, 2010 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Oct. 3rd, 2010 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - madam_katze - Oct. 4th, 2010 06:01 am (UTC) - Expand
lexxrus
Sep. 19th, 2010 01:43 pm (UTC)
мда..... особенно удручает, когда наблюдаю картину, когда идут "родители" (если их можно их так назвать), пьют пиво и матерятся, а рядом идут их же дети... хочется этим "родителям"
по голове настучать.....
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:21 pm (UTC)
Да, а потом очень часто такие родители удивляются, почему чадо таким «непростым» выросло.
(no subject) - lexxrus - Oct. 4th, 2010 06:25 am (UTC) - Expand
lexxrus
Sep. 19th, 2010 01:44 pm (UTC)
ЗЫ последние строки улыбнули )
(Deleted comment)
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:22 pm (UTC)
И вам спасибо :-)
magia_stilya
Sep. 19th, 2010 01:54 pm (UTC)
Замечательный пост! Вобщем это уже известная истина, но очень важно бывает об этом напомнить!!!
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:23 pm (UTC)
Да, так и есть – мы ведь все это знаем :-)
letava
Sep. 19th, 2010 01:58 pm (UTC)
увы, за словами этого папы не любовь к ребенку, а попытка "не ударить в грязь собственным лицом", имея аттрибут, который достался такой, какой есть, а небы выбран уже с набором опредеенных качеств :((
n_chernova
Sep. 19th, 2010 03:34 pm (UTC)
+ такое же ощущение возникло, "чтоб не хуже чем у других"
Интересно, как бы вел себя папа, если б ему достался такой ребенок, как мой - который говорить начал только ближе к трем, простыми словами и фразами..
(no subject) - letava - Sep. 19th, 2010 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Oct. 3rd, 2010 07:28 pm (UTC) - Expand
jule_t
Sep. 19th, 2010 02:35 pm (UTC)
о, я тоже как-то боролась с родительскими установками, по поводу своих умений. Последние пару лет смотрю на папу, как с младшим братом общается и понимаю, сколько же таких же установок достается ему, если не больше. Я папу хоть редко видела)). При этом все делается совершенно не со зла, просто в шутку. Разговаривала с ним об этом, а он даже удивился, чего это мы все так всерьез воспринимаем, а половину своих таких фраз даже и не помнит))).

Вы молодцы, что такой профилактикой занимаетесь!)
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:49 pm (UTC)
А вот так всегда – мы, бывшие дети, помним, а родители очень часто – нет :)
И действительно очень сильно удивляются, если напомнить :)
okinawian
Sep. 19th, 2010 02:36 pm (UTC)
Нде... Ребёнки иногда слышали, как я по рабочим вопросам жару давал, выдавали потом общественности. Красный до корней волос был =(
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:40 pm (UTC)
Это – лучший стимул следить за своей речью в присутствии детей ;)
st_e_a
Sep. 19th, 2010 02:47 pm (UTC)
Воспитательница в саду недавно заметила, дети недавно начали ходить, все скучают по маме, никто папу не зовет. Может из той же серии, мама больше времени проводит с ребенком, никогда бы так не сказала. Хотя, наш папа так бы не смог даже в шутку ляпнуть.
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:41 pm (UTC)
Мама, как правило, конечно же ближе к малышу... Но 99% пап, которых я знаю, тоже не смогли бы такого ляпнуть при ребенке :-)
lazy_brush
Sep. 19th, 2010 02:51 pm (UTC)
Мне тоже понравилась статья.
Моя мама, когда я была подростком, сказала мне, что я не умею петь. С тех пор я практически никогда не пела при посторонних, только в одиночестве. А однажды я спела песню для двоюродной сестры (мы почти ровесницы), она улыбнулась и сказала: "Мне понравилось, спой ещё". Такой реакции я никак не ожидала. Постепенно вера в себя вернулась, и теперь я ничего не стесняюсь :) Очень важно, когда в тебя кто-то верит.
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:47 pm (UTC)
Совершенно верно. Думаю, у каждого из нас в жизни многие вещи получились только потому, что кто-то был рядом и поддержал нас – хоть делом, хоть словом...
koshka_tmn
Sep. 19th, 2010 02:54 pm (UTC)
однажды, будучи в самом расцвете подростковой неопределенности и неуверенности в собственном прыщавом экстерьере, я вертелась у зеркала и походя спросила у мамы:
- мам, а я красивая?
- обыкновенная! - отрезала мама, замордованная своими проблемами.

к счастью, принимать эту установку я отказалась. спустя годы я натыкала котенка носом в лужу сообщила маме, до какой степени она была не права... а она тот случай даже не вспомнила, кстати...
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:53 pm (UTC)
Можно сказать, что это история – с хэппи-эндом :-)
А родители часто не помнят тех случаев, о которых им выросшие дети рассказывают как о неких поворотных для них моментах...
Главное – нам всего того же самого со своими детьми не повторять :-) Или стараться, по крайней мере :-)
prischelech
Sep. 19th, 2010 03:01 pm (UTC)
Эх, жаль мне в детстве не сказали, что я хорошо умею зарабатывать деньги:))
dare_speranza
Sep. 21st, 2010 11:01 pm (UTC)
А вот это одна из самых страшных наших установок - нам все общество внушало, что деньги - это грязно, и что они должны доставаться тяжелым трудом.
К счастью, и от этих установок можно избавиться :-)
xaxayc
Sep. 19th, 2010 03:11 pm (UTC)
я тоже весь в негативе :(
(Deleted comment)
(no subject) - xaxayc - Sep. 20th, 2010 05:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Sep. 21st, 2010 11:02 pm (UTC) - Expand
namid_78
Sep. 19th, 2010 03:12 pm (UTC)
Если так, то я вообще тупица. Хотя (задумался) наверно так оно и есть
dare_speranza
Oct. 3rd, 2010 07:57 pm (UTC)
Ну вот... Приехали :-)
Судя по нашему общению, с последним пунктом я категорически не согласна :-)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 86 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com