?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера у нас на английском был выпускной двух групп: Базового и Разговорного курса. Ребята молодцы, проделали огромную работу и у каждого впечатляющий прогресс. За что вообще люблю наших слушателей, так это за по большей части позитивное отношение к своей жизни, к своему окружению, к плодам своих трудов.

Но вот процентов 30 – всегда! – это те, кто собой хотя бы исподтишка, да недоволен. Кто-то не прочь подумать о себе и своих способностях гадость втихаря. Кто-то, напротив, при каждом удобном случае вслух упоминает, что он рассчитывал на большее, что занятия ему помогают «недостаточно», и, конечно, всеми красками радуги расписывает свою «ужасную» память.

Самое удивительное, что именно у людей, которые собой громко недовольны, идет самый большой прогресс. Преподаватели чуть ли не вытирают слезы умиления от их успехов, но… в одностороннем порядке. Сами герои труда редко воспринимают эту похвалу, ведь они пребывают в убеждении, что все это лесть.

«Нет, ну конечно я молодец по такому-то и такому-то пункту, - заверяет критик. – Но вот посмотрите – вот это я делаю плохо, как ни крути. А вот это у меня вообще почти не получается».

В общем, маловато. Ма-ло-ва-то!!!

Как вы понимаете, речь совсем не только об английском. Инглиш здесь для примера – просто потому, что я постоянно наблюдаю за взрослыми людьми именно в этой области. За тем, как каждый себя ведет, у кого какой реальный результат, и что при этом каждый о себе думает…





Сколько бы ни собирала информации и не размышляла, все равно не устаю поражаться, почему-у-у для многих оказывается НЕИМОВЕРНО сложно переключиться на то хорошее, что у них получается? Почему проще грызть себя недовольством, чем сказать себе «спасибо» и похвалить за то, что сегодня получилось чуточку лучше, чем вчера?

Если брать тот же английский – вчера выучил полтора новых слова. Ну не радость ли?! Позавчера ведь их не зна-ал! Сегодня выучу еще полтора, завтра еще… И так, за неделю мой лексикон пополнился на… семь умножаем на полтора… равно… десять целых пять десятых новых слов! Это же КРУТО! :) А сколько можно за месяц «навыучивать»? За год?

Если ты себя похвалил, ты и завтра захочешь выучить новые слова. Со временем это перерастет в привычку – в приятную привычку! – и будет приносить не только новые знания, но и радость.

Будешь есть себя поедом? Через неделю твой отважный организм подскажет, куда надо засунуть новые слова и всю твою затею впридачу.

И понятно, что я сейчас абсолютно никому не открываю Америку – вы все это сами знаете распрекрасно. Но все же – все знают, да ой как не все делают :)

Не будем прикидываться, что мы всегда говорим себе о себе только хорошее, да? ;) Вот вопрос к знатокам – почему в своей работе, в хобби, в обучении и многих-многих других областях жизни вы говорите своему самому дорогому человеку – себе! – гадости? Почему иногда проще найти изъян, чем взглянуть на то, чем можно гордиться? Давайте поделимся друг с другом?

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
n_chernova
Feb. 16th, 2012 12:03 pm (UTC)
ооо, это про меняяяя! сущность "перфекциониста" не даёт мне радоваться жизни на полную катушку... если я чем-то занялась - то мне нужно всё больше, и больше, и больше.. И когда окружающие говорят - Наташа, так ведь круто! я грю - да ладно, вы чего, не видите что ли, что у А.Н. в тыщу раз круче? ((( надо что-то с этим делать...
dare_speranza
Feb. 17th, 2012 10:39 pm (UTC)
И действительно - ох уж эти перфекционисты ;))) Ну ведь правда же бесподобно красиво получается :))) Ну почему же вы нам не верите-е-е? :)))
Ну а если без смеха, то в один прекрасный день обязательно будет и круче, чем у А.Н.... Но ведь хвалить себя на этом пути тоже можно, а? :))) Хуже ведь не станет? ;)))
(no subject) - n_chernova - Feb. 17th, 2012 10:45 pm (UTC) - Expand
tigramysh
Feb. 16th, 2012 12:23 pm (UTC)
я вообще супер! я недовольна собой только в том случае, если действительно не сделала того, что могла. это объективно. мне обидно, что я не справилась с чем-то, но я все равно молодец! ведь и это могло не получиться!
но я училась тому, чтобы радоваться своим маленьким победам))
dare_speranza
Feb. 16th, 2012 08:50 pm (UTC)
ЕДИНСТВЕННЫЙ комментарий от человека, который сказал: Я СУПЕР!
Ира! Просто вот беру - и жму руку! :)
Я любви к себе тоже училась, так что привет от коллеги ;)))
(no subject) - tigramysh - Feb. 17th, 2012 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Feb. 17th, 2012 08:17 pm (UTC) - Expand
com_mandor
Feb. 16th, 2012 01:42 pm (UTC)
это перфекционизм! (у меня есть, говорю со всей ответственностью!), просто есть перфекционизм умеренный, зддоровый, а есть неумеренный, когда ешь себя поедом за все достижения и да, рано или поздно отважный организм делает самый разумный шаг:(
dare_speranza
Feb. 16th, 2012 08:49 pm (UTC)
Да, здоровый-то он нам в помощь - иначе бы все на все и вовсе забивали... :)
Однако, почему-то за этим перфекционизмом как за стеной намертво зарывается такая простая вещь, как ЛЮБОВЬ к себе. Пусть будет перфекционизм с любовью :)
(no subject) - com_mandor - Feb. 18th, 2012 09:05 am (UTC) - Expand
prosto_gurh
Feb. 16th, 2012 02:09 pm (UTC)
Я, например, расслабляюсь от похвал. Это замечено ещё в детстве и не меняется, даже если захотеть. Вот если постоянно грызть себя и ругать - появляется желание доказать себе, что ты чуть лучше, чем сам думаешь.
Так что "поедание себя" для меня - своего рода "пинок" в сторону активной деятельности. Ирландский и древнеирландский я учу уже почти пять лет, но первые два года "радовалась каждому шагу" и, соответственно, расслаблялась. Потом стала грызть себя, называть дурой и всячески пинать. Результат: почти свободно общаюсь с носителями ирландского языка, читаю тексты любого уровня, а по древнеирландскому пишу научную работу. А если б себя не грызла, так и сидела бы на фразе "Здрасьте, как дела".

Но это всё ИМХО)
dare_speranza
Feb. 17th, 2012 10:34 pm (UTC)
Интересный двигатель прогресса :))) А душевное спокойствие и радость при этом есть? Или самоподпинывание в чистом виде: "Давай-давай, чо расселась?!" ? :)))
(no subject) - prosto_gurh - Feb. 18th, 2012 04:42 pm (UTC) - Expand
fenster99
Feb. 16th, 2012 03:48 pm (UTC)
Согласна! Кроме всего прочего, такой ученик не понимает, как будто, что, высказывая разочарование в своих успехах, он, по сути дела, обвиняет преподавателя в плохой работе. Потому что преподаватель относит его недовольство на свой счёт.
dare_speranza
Feb. 16th, 2012 08:44 pm (UTC)
Хех, это тоже верно ;)
И тут опять же по кругу - преподаватель тоже начинает заниматься самобичеванием ;)))

В своей работе я себя раньше ела поедом, если честно. Потом НАУЧИЛАСЬ (аминь!!!) анализировать то, что и как было сделано, улыбаться тому, что было сделано хорошо и делать выводы, чтобы в следующий раз сделать лучше.

А когда сама стала учить второй язык, полностью перешла на тактику "пряника" в отношении собственной персоны. И как же он быстро стал расти, этот второй язык... так что есть с чем сравнивать и по собственному опыту в т.ч......
miroslava_lux
Feb. 16th, 2012 04:13 pm (UTC)
по правильному надо себя сегодняшнего сравнивать с собой вчерашним, но чаще всего окружающие сравнивают не то как ты вырос, а какой ты по сравнению с кем то... И с этим очень сложно что то сделать, особенно если объект сравнения в мильон раз круче тебя делает то же, что и ты:))
dare_speranza
Feb. 17th, 2012 10:32 pm (UTC)
Вот хорошо же, когда этот кто-то служит для ТЕБЯ лично примером и ты на него равняешься... А так... По-моему, каждому человеку неплохо уметь забивать на мнение окружающих.
Как говорит один безмерно уважаемый мною человек, "На своем личном пути ты - один. Какая разница, с какой скоростью и как ты по нему движешься? Захочешь, можешь прилечь поспать, захочешь - полюбоваться цветочками, а потом пойти дальше. Это - ТВОЙ путь!"

(no subject) - miroslava_lux - Feb. 19th, 2012 10:11 am (UTC) - Expand
podruga_mastera
Feb. 16th, 2012 06:03 pm (UTC)
Начнем с того, что мы живем в социуме, а не в изолированном пространстве, в силу чего наша самооценка складывается на основе отношения к нам других людей. Многие из нас, конечно, наивно полагают, что они от чьих-либо оценок или отношения не зависят, что они, дескать, сами себе «свой высший суд», но это не так – реальные исследовательские данные говорят об обратном. Соответственно, если рядом будут находиться люди, которые круглыми сутками напролет будут выражать нам свое восхищение, даже сомневающийся в себе человек рано или поздно в это поверит. Если же вблизи будут находиться лица, настроенные критично, даже уверенный в себе человек может начать в себе сомневаться. И это абсолютно нормальное явление.
В нашем современном российском обществе в сознание усиленно внедряются западные ценности – культ успеха, соревнования, индивидуализма (будь сам за себя и будь первым), совершенства (будь лучшим), финансовой состоятельности и проч. Естественно, в этих условиях на второй план отходят, собственно, человеческие ценности, как-то: быть хорошим порядочным человеком, иметь семью, воспитывать детей и т.д. «Хороший человек – это не профессия»,- говорят сейчас. Каждый день нам внушают: время не ждет, будущее зависит только от тебя, используй свой шанс сейчас, а то проиграешь и т.п.
Слушая все это в СМИ, иногда в учреждениях образования и в семье, человек начинает невротизироваться. Он принимается лихорадочно думать – все уже давно ушли вперед, а я все тут, на задворках топчусь. Если я не такой, значит, я – лузер и у меня никогда не будет достойной работы, состояния, семьи, любви, признания и проч.
Естественно, человек, чтобы оставаться в ладу с самим собой, не может постоянно думать о себе подобным образом, поэтому он начинает поступающую информацию, например, отрицать, обесценивать («все это чушь»), вытеснять («не буду об этом думать»), искать какое-то объяснение происходящему и что в духе времени – принимать на свой счет и обвинять себя в несовершенстве. Заниматься последним будут, в первую очередь, невротические личности с неудовлетворенной потребностью в любви и безопасности.
Занимаясь самообвинением (в частности, публичным), эти люди таким образом защищают себя от нападок окружающих. Они же знают, что все ценят, любят и восхищаются всегда только лучшими и великими. Так, в школе учительница хвалила отличника, дома мама настойчиво требовала только «пятерки» и ругала за «четверки» и ставила в пример умницу-соседа, отец постоянно твердил, когда же он станет, наконец, человеком, сверстники постоянно интересуются, как складывается карьера и что он хочет от жизни, к чему стремится (ведь обязательно же, типа, цель нужна, как же человек без цели), сколько зарабатываешь и т.д.?
Вспомните-ка, как нас стимулировали к хорошей учебе в школе? Разве нас хвалили? Что-то не припомню. Вряд ли, иначе мы бы расслабились. Нас, в основном, пытались «зацепить» - иронизировали на разный манер, высмеивали перед классом. В общем, любым способом задевали самолюбие, чтобы нам захотелось взять реванш и доказать, что мы – умные, а не дурачки. Только критика всегда держит в тонусе - учителя, менеджеры, руководители знают это лучше других. Критика в отношении невротиков орудие куда более эффективное, чем похвала.
Так вот, оказываясь под шквалом этих требований и ожиданий, невротическая личность вынуждена как-то приспосабливаться к обстановке и выбирает такую тактику – лучше я сам первый обнаружу в себе недостатки и оглашу их, чем окружающие меня будут тыкать носом (с детства все помнят, что это всегда, как минимум, неприятно, а, как максимум, может быть очень больно в зависимости от формы выражения). Т.е. такой человек, чувствуя свою уязвимость в сравнении с лучшими, с первыми (здесь обязательно всегда идет сравнение – оно в основе западной культуры – это ведь не Япония, где человека сравнивают с ним же, но только с более ранним (о чем Вы и говорите), тем самым действует на опережение и хоть как-то защищается, показывая, что он "сами с усами", вовсе не неудачник, а здравомыслящий, критичный человек, который все прекрасно понимает. Ему-де не нужно лишний раз указывать на его скромное место – для него это крайне болезненно - он как можно быстрее хочет оказаться на вершине (масс-культура непрерывно талдычит в ухо – «поймай удачу – стань первым сегодня»).


Edited at 2012-02-16 06:07 pm (UTC)
dare_speranza
Feb. 17th, 2012 10:24 pm (UTC)
Очень глубокий комментарий!!!
Вот не зря же даже в русской пословице говорится: "Назови человека 100 раз свиньей, на 101-й захрюкает". Я в жизни испытывала то, о чем Вы пишите, как в одну, так и в другую сторону (да и как мы все явно)))). Когда искали плохое - активно его находила в себе. Говорили, какая я распрекрасная, даже наделяя теми качествами, которых, как мне казалось, и не было, эти самые качества прорастали и раскрывались...

А школа - это отдельная история. Мне одно время казалось, что сейчас стало намного лучше по сравнению с нашим детством, а вот буквально вчера сидела 3 часа в обычной общеобразовательной школе - и поняла, что там до сих пор ровно такая система... Наверное, все же не у всех и не везде, но гнобят детей до сих пор.
(Сама я до сих пор счастлива, что моя школа осталась за плечами :))
podruga_mastera
Feb. 16th, 2012 06:04 pm (UTC)
Я бы, конечно, не расценивала невротическую самокритику как некую «гадость» по отношению к себе, так как сам невротик подобным образом свои слова не воспринимает. Он убежден, что он делает себе добро. Да, для него процесс достижения маленькой промежуточной ступени – не радость, но когда он дойдет до первого места – о, тут гордости за себя будет предостаточно. Другой вопрос – что ненадолго, ибо у невротика вся жизнь – это постоянный бег наперегонки, от цели к цели без конца, ибо он никак не может удовлетворить упомянутые базовые потребности. Скорее, это выглядит «гадостью» только для людей, которые менее уязвимы перед средой и обладают более зрелыми психологическими защитами, у которых было нормальное детство, хорошая любящая семья, замечательные учителя и т.д. У них потребность в безопасности и любви удовлетворена и потому они чувствуют себя уверенней.
Кроме того, откровенно говоря, позитивно мыслить – это ведь не значит закрывать глаза на недостатки и ошибки и обязательно радоваться мелочам. Если человек привык идти по жизни семимильными шагами (допустим, он по-настоящему одарен от природы в других областях и привык к успеху),то какую радость ему может принести продвижение на миллиметр? Это тоже нужно учитывать. У всех разные запросы.
Взять даже пример с изучением английского языка. Кто-то учит язык как бы «для себя, для души», а у кого-то на кону должность стоит – ему, может, через два месяца светит в Европу ехать филиалом фирмы заведовать, а он – «ни бэ, ни мэ» - этот «долбаный английский» все деловые показатели ему портит и вместо него конкурента могут послать, а он к этому 10 лет шел; у кого-то любовный роман из-за незнания языка не складывается – девушка боится, что жениха «уведут», пока она тут учить-разучивать будет, кому-то родители автомобиль в подарок обещали, если он язык к такому-то числу осилит, кто-то поспорил и т.д. Могут быть сотни вариантов сверхмотивации. И, конечно, когда человек смотрит на свою конечную цель и на то, где он сейчас находится, ему становится, мягко говоря, грустно. Страшно ведь не дойти до вершины и от этого страха никуда не деться – он же невротик, его же любят только за достижения – просто так-то его никто никогда не любил, и он убежден, что любить не будет.
Так что невротиков тоже нужно пытаться понять с этих позиций, хотя бы потому, что их очень много среди нас.
Вот как-то так.


Edited at 2012-02-16 06:19 pm (UTC)
dare_speranza
Feb. 17th, 2012 10:29 pm (UTC)
Да я бы вообще не стала разделять мир на "невротиков" и "нормальных" :) Мы все хороши в той или иной степени :)))) Просто вот очень интересно пообщаться с живыми людьми. Если внимательно прочитать все комментарии к этому посту, то можно увидеть только ОДИН от девушки, которая сказала, что она умеет любить себя и радоваться своим успехам.
Все остальные с радостью признаются, что не прочь погрызть себя, любимого в разных начинаниях - авось поможет стать лучше ;)))
(no subject) - podruga_mastera - Feb. 18th, 2012 05:27 am (UTC) - Expand
alex1969
Feb. 16th, 2012 06:08 pm (UTC)
Недовольство - это само по себе хороший мотив!
dare_speranza
Feb. 16th, 2012 08:38 pm (UTC)
Он входит в привычку быть всегда всем недовольным.
Другими в том числе!
danitta
Feb. 16th, 2012 08:09 pm (UTC)
это называется перфекционизм. Хочется не просто показать какой-то маленький успех, а хочется преуспеть глобально- пришел учить английский, значит успех- это когда ты свободно на нем заговорил, вот это да, это круто. А до того, как это не случилось- надо не расслабляться, не тешить себя похвалами за каждый чих, а упорно идти к своей цели. К тому, чем действительно захочется гордиться, и будешь иметь на это полное право:)
В целом морально губительная склонность, я согласна. Но это неискоренимо:) Поверь перфекционисту:)
dare_speranza
Feb. 16th, 2012 08:37 pm (UTC)
Даш, перфекционизм хорош во многих областях, никто и не говорит, что лучше делать тяп-ляп и радоваться… Но перфекционизм и самобичевание – вот это разные вещи))) Хотя очень часто они одного поля ягоды… Вот почему и вопрос – почему проще сказать себе гадость? Причем сколько бы я ни смотрела в путешествиях другие нации, что-то я у них такой склонности к самобичеванию не обнаружила (по крайней мере, в таких масштабах). Похоже, у нас это национально-советская черта.
(no subject) - danitta - Feb. 16th, 2012 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Feb. 16th, 2012 09:58 pm (UTC) - Expand
brika
Feb. 17th, 2012 07:56 am (UTC)
Недовольство собой порой позволяет себя дисциплинировать и заставить сделать лучше)
А что касается английского - я собой довольна) И преподавателем довольна) И группой нашей довольна! И даже плюшками довольна, которые таки меня сманили в сторону от яблок!
dare_speranza
Feb. 17th, 2012 10:11 am (UTC)
*коварненько хихикаю в кулачок*
Наши плюшки идут в мозг, а не в жир :))))

Группа у вас классная, я вами тоже ооооч довольна ;)))) Вот какая взаимность :)
(no subject) - brika - Feb. 17th, 2012 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Feb. 17th, 2012 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - brika - Feb. 17th, 2012 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Feb. 17th, 2012 12:28 pm (UTC) - Expand
coshmos
Feb. 17th, 2012 05:37 pm (UTC)
Я все время считаю, что делаю все не очень хорошо. Окружающие меня хвалят, а Я просто пытаюсь делать еще лучше. Организм не посылает, даже, если кажется, что делаю полную чушь. Хоть раз скажу, что молодец и все, затишье, молодец же.
dare_speranza
Feb. 17th, 2012 10:13 pm (UTC)
А как думаете, почему так? Это с детства такая привычка по отношению к себе выработалась?
(no subject) - coshmos - Feb. 18th, 2012 03:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Feb. 29th, 2012 09:56 pm (UTC) - Expand
juliababkova
Feb. 17th, 2012 06:09 pm (UTC)
Ну, вот я, к примеру, самоед (раки вообще самокритичны до потери пульса и до депрессии), и со мной такое бывает, все мы люди. Но! Одно дело когда сложный период, скажем так - депрессионный, а другое когда это часть натуры, часть характера. Даже самы зае* снобы могут чуточку стать лучше, если только захотят. Но это ж сколько сил и ЛЮБВИ К СЕБЕ нужно иметь, чтобы признать факт наличия какой-либо проблемы или трудности в общении с внешним миром. А это не так то и просто.
Все идет от любви к самому себе, она ведь как алмаз в нашем сердце, через него мы смотрим на мир и если нет его, то очень все сумрачно вокруг.
Я все это по себе знаю. Мир был бы гораздо светлее и ярче от улыбок и позитивных мыслей, если бы детей с самого рождения не только купали в родительской любви, но и УЧИЛИ ЛЮБИТЬ СЕБЯ!!! Нет, не быть эгоистами или внушать им чрезмерной опекой, что он лучше кого бы то ни было или ему все позволено, т.к. оно (дитя) такое все распрекрасное. А вот по-настоящему, любить себя и ценить, ведь если человек себя не любит, то он не умеет любить других а-приори!!!
Я много могла бы написать еще, но стоит ли? Вроде так "коротенько, минут на 40" зафиксировала главную мыслю:)).
Я до сих пор учусь этому, потому что в детстве учили всему чему угодно, только не этому. И в этом процессе мне помогает каждый человек, встречающийся на моем пути. Даже ты, Наденька, даже ты!!!
Я не буду писать, насколько эта пожизненная угрюмость, снобизм и закрытость от самого себя отравляет им жизнь. Но искренне считаю, что доброй половине таких людей можно помочь увидеть в своей жизни и вокруг себя много красивого, яркого и теплого аж до махровых мурашек. Нужно не проходить мимо и хотя бы попытаться.
Вот.



Edited at 2012-02-17 06:12 pm (UTC)
dare_speranza
Feb. 29th, 2012 09:46 pm (UTC)
Ух, только добралась до горки комментов, на которые не успела ответить раньше :-)

Юль, согласна на 100000000000 процентов - детей надо учить любви к себе!!!! Даже у нас на занятиях детских, когда мы детям даем в спец. блоках задание "сказать о себе 5 хороших вещей" - зависают! И это при том, что у нас - мега-продвинутые родители, их каждый раз хочется подойти и расцеловать. Но даже при этом у нас как-то в культуре такого нет, что ли - говорить себе и о себе хорошее!

Но все ж мир меняется в лучшую сторону :)))) И мы все - тому немалое подспорье ;)
(no subject) - juliababkova - Mar. 1st, 2012 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - dare_speranza - Mar. 1st, 2012 09:50 am (UTC) - Expand
( 43 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com